ДОХОДНЫЕ ДЕТКИ



Древняя история и богатая природа Южного Урала могут быть конвертируемы в твердую валюту. Венера Белова, директор НОУ Детский университет, уверена, что интерес туристов к этнической культуре башкир будет приносить Республике неплохой доход.


Бизнес – идеи Венеры Беловой всегда были смелыми. Семнадцать лет назад, в «лихие 90 - е», она организовала Негосударственное образовательное учреждение «Детский университет». Частный проект дополнительного образования оказался востребованным и сегодня перерос в образовательный производительный холдинг.


Венера Белова изначально задумывала «Детский университет» как инновационную модель образовательного учреждения. Проект получил диплом Международного фонда «Культурная инициатива» и денежный грант Министерства образования РФ за инновационную модель образовательного учреждения. Замысел был прост: развивать творческие способности детей, приобщая их к ремеслу (воспитанники шили мягкие игрушки). С годами идея детского hand made претерпела значительные изменения. За прошедший год было организовано производство сувенирной продукции, открылась сувенирная лавка «Сармат» в Гостином дворе, интернет - магазин «Сармат» - www.ethnoural.narod.ru Сувениры от НОУ Детский университет появились в книжных, продуктовых магазинах, во всех отелях и санаториях. Прошедшие недавно в парижской штаб – квартире ЮНЕСКО Дни культуры Республики Башкортостан показали огромный интерес европейцев к этнической национальной культуре башкир.


Сегодня у Венеры Беловой новая инновационная идея – «Музей живой истории «Сарматское чудо». Культурный мегапроект в Уфе», отмеченный благодарственным письмом Министерства промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ за участие в республиканском конкурсе инновационных идей. Музей живой истории – это инсталляция реально существующих культурно – исторических памятников пещеры Шульган - Таш, Аркаима, воспроизведение поселения сарматов. Туристы смогут интерактивно посещать музей, реально проживая ощущения людей того периода.


- Венера Хамитовна, в ваш холдинг входят образовательное учреждение, предприятие по изготовлению сувенирной продукции. Почему вдруг вы вышли на такой грандиозный проект – создание музейного мегакомплекса, инвестиционно превликательного для государства и частных инвесторов?


- Идея возникла параллельно с основанием нового направления – производства сувенирной продукции. Мы очень основательно изучили историю, общались с этнографами, с археологами и увидели, что на самом деле – наследники великой культуры Южного Урала. Во всем мире многие города живут под лозунгом «Культурный капитал конвертируемый в экономический». Больше всего сегодня говорят об эффекте Бильбао. Неприметный испанский город стал знаменит благодаря построенному там Музею современного искусства Гуггенхайма. Исследования показали, что 82% туристов приезжают в Бильбао исключительно ради посещения музея и оставляют в городе около 140 миллионов долларов в год. Сейчас и в нашей республике стали говорить о том, что внутренний въездной туризм может стать бюджетообразующей отраслью экономики. Открытие такого музейно – культурного комплекса будет способствовать экономическому росту не только Уфы и Башкортостана, но и в целом Южно – Уральского региона. Мы уверены, что при успешной реализации мега – проекта огромный поток западных и российский туристов будет гарантирован.


- На какой стадии сейчас находится разработка вашей идеи?


- В данный момент готовится видеопрезентация идеи проекта. Для превращения идеи в полноценный проект необходима заинтересованность со стороны регионального правительства. Предполагаемый объем инвестиций в создание музея живой истории в Уфе – от 200 миллионов до 1 миллиарда долларов. Такой мегакомплекс может быть построен только в случае финансирования из федерального бюджета. Сам факт того, что Санкт – Петербург, Калининград, Пермь, Казань уже предлагают подобные проекты, говорит о реальности такой поддержки.


- Отдыхать в Росси – это тренд. Как Вы думаете, может ли наша республика привлечь российских и зарубежных туристов?


- Конечно! Сейчас стало модно отдыхать на родине. Но, я считаю, не совсем правильно, говоря о внутреннем туризме, жаловаться, что не хватает денег, нужны инвестиции. У нас определенная инфраструктура уже есть, но очень часто она недозагружена. Важно собрать то, что мы имеем – уникальную дикую природу, санатории, базы отдыха, кумыс, лошадей – и превратить это в коммерческий продукт. В этом и заключается так называемая туроператорская деятельность. Сейчас мы не можем предложить даже то, что имеем. Горнолыжные базы это хорошо. Но необходимо этому туризму придать этнический колорит.


- Насколько, я знаю, вы взялись исправить ситуацию?


- Да, наша творческая инициатива состоит как раз в том, что бы занять пустующую нишу внутреннего туризма. Поскольку наша организация работает с детьми, сейчас мы занимаемся новым направлением – организацией детского научно – приключенческого лагеря. Своей базы у нас нет, и мы стали думать, как такой лагерь можно сделать. Было решено использовать ту инфраструктуру, которая уже есть, например санаторий. Мы будем находиться под его крылом, но жить в юртах. Наши юрты будут разборными, так что смогут прослужить несколько лет. Это значительно выгоднее, чем строить стационарный лагерь или санаторий. И уже в этом году мы планируем не только покрыть все расходы, но и получить прибыль. Первый год у нас будет действовать один лагерь на 60 человек в смену. Но суть бизнеса в том, чтобы создать сеть лагерей. На следующий год планируем работать по франшизе.


- В лагере вы тоже будете реализовывать какие – то инновационные образовательные методики?


- Мы исходим из того, что лагерь - это не развлечение, что, прежде всего, развитие ребенка. Школьная программа загружает левое полушарие, отвечающее за логическое мышление, а вот правое, творческое – нет. В обычной школе программу изменить нельзя. Поэтому форма лагеря у нас – научно – приключенческая. Ребята должны будут погрузиться в жизнь древних племен Южного Урала. Они постараются почувствовать, насколько эти люди были умны, гармонично общались с природой. По сути, наши воспитанники будут учиться выживать в природных экстремальных условиях. Мы планируем открыть серьезные мастерские народных промыслов. И ребята проживут десять дней смены, открывая для себя тот или иной промысел.


- Ваши бизнес - идеи всегда имеют социальную направленность, но вам удается на них зарабатывать, хотя для остальных понятие «социальный» давно стало синонимом «убыточны»…


- Бизнес будущего – это как раз социальный бизнес. Сейчас мы работаем над созданием парка образовательных инноваций. Мы хотим все методики собрать, привести их к общему знаменателю и предложить бизнесменам «под ключ». Вы хотите инновационную школу для своих детей? Пожалуйста. У нас все есть: программа, учебники, диски. Покупайте, внедряйте, мы будем вести педагогические сопровождение. На этом можно зарабатывать.


- У вас столько разработок, вы во многих областях были пионерами в Уфе. Есть ли у вашего холдинга конкуренты?


- Для меня конкуренции в бизнесе не существует. И я считаю это инновацией. Обычно предприниматель стратегически и тактически думает, как бы обогнать конкурентов. Но для того. Что бы бизнес был успешным, нужно себя визуализировать и бизнес – план писать, исходя из того, что вся отрасль процветает, развивается, и я в том числе. Реализуется только то, что мы думаем.


У. Каменева. Бизнес – журнал Республики Башкортостан (май №10. 2008)


Назад

ЗАКАЗ ПУТЕВОК


450075, г. Уфа, ул. Чудинова,1 НОУ Детский университет.

тел./факс.: (347) 233-38-10, 233-83-49, 284-80-18

8-917-480-38-54 Белова Венера Хамитовна


Hosted by uCoz